Поиск по:
Найдено:
Начните вводить буквы (минимум 3 буквы) в строку поиска ...
Почему свет Эйн Соф умопостигаемый? (Ирина Дрозд)

Почему свет Эйн Соф умопостигаемый? (Ирина Дрозд)

Июнь 05, 2023
374
0

 

Дорогой учитель, вот вопрос, предложенный к рассмотрению: что означает: Свет не есть чувственный, а умопостигаемый, и его первые лучи - суть основные формы или категории бытия?

Я поняла, что речь о бесконечном свете Эйн Софа. Так как цитата взята из текста о каббале.

Каббала (Саbbаlа) – мистическое учение и мистическая практика в еврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, что обозначается и самим еврейским словом (принятие, в объективном смысле – предание).

Каббала разделяется вообще на умозрительную (каббала июнит) и прикладную (каббала маасит). Умозрительная каббала состоит опять из двух главных частей или «дел»: космогонии – маасэ берешит, буквально – дело (о том, что) в начале, и теософии – маасэ меркаба, буквально – дело колесницы или выезда Божьего. Впрочем, космогонические и теософические умозрения каббалы переходят одно в другое и не поддаются отдельному изложению.

Умозрительное учение каббалы исходит из идеи сокровенного, неизреченного Божества, которое, будучи выше всякого определения, как ограничения, может быть названо только эн-соф, т. е. ничто или Бесконечное. Чтобы дать в себе место конечному существованию, эн-соф должен сам себя ограничить. Отсюда «тайна стягиваний» (сод цимцум) – так называются в каббале эти самоограничения или самоопределения абсолютного, дающие в нем место мирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом, но дают ему возможность проявляться, т. е. быть и для другого. Первоначальное основание или условие этого «другого», по образному представлению каббалистов, есть то пустое место (в первый момент – только точка), которое образуется внутри абсолютного от его самоограничения или «стягивания». Благодаря этой пустоте, бесконечный свет эн-софа получает возможность «лучеиспускания» или эманации (так как есть куда эманировать). Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый, и его первоначальные лучи суть основные формы или категории бытия – это 32 «пути премудрости», именно 10 цифр или сфер (сефирот) и 22 буквы еврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых), из которых каждой соответствует особое имя Божье. Как посредством 10 цифр можно исчислить все, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написать всевозможные книги, так неизреченное Божество посредством 32 путей открывает всю свою бесконечность

Владимир Соловьев

 Моя любимая картинка: Древо сефирот с названиями сефирот и обозначением путей буквами и числами


Сефироты суть общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этими формами конкретная Вселенная представляет различные степени удаления божественного света от его первоисточника. В непосредственной близости и совершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний (Ацилут). Большее или меньшее различение от Божества представляют дальнейшие три мира, которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующим образом: в начале книги Бытия (I и II гл.) отношение Божества к миру выражено тремя глаголами – творить (бара), создавать (иецер) и делать (аса); отсюда три различных мира: мир «творения» (бриа), т. е. область творческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир «создания» (иецира) – область душ или живых существ, и наконец, мир «делания» (асия) – сфера материальных явлений, наш видимый физически мир. Эти миры не разделены между собой внешним образом, а как бы включены друг в друга, подобно концентрическим кругам. Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или «сосудами» (келим) благодати. Человек принадлежит за раз ко всем мирам: по телу и чувственной, страдательной душе (нэфеш) он относится к низшему миру явлений, по велящему и деятельному началу своей души (руах) он сроден миру зиждительных сил, высшим идеальным своим духом (нешама) он обитает в мире умопостигаемых существ, и, наконец, в нем есть еще более высокое начало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с Божеством – абсолютное единство (иехида), возводящее его на степень непосредственных сияний (ацилут) вечного света. Принадлежа ко всем мирам, человек, однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, который через него соединяется с Божеством. Существа, непосредственно живущие в высших мирах, – ангелы.

Владимир Соловьев

Царство - десятая сефира относится к миру Асия. Человек живет в мире физической материи, из десяти форм бытия - эта форма божественного света наиболее удалена от первоисточника.

«По телу и чувственной, страдательной душе (нэфеш) человек относится к низшему миру явлений…высшим, идеальным своим духом (нешама) он обитает в мире умопостигаемых существ» Получается, что те миры, которые ближе к первоисточнику, постигаются умом…Почему так?

Так устроена Вселенная и так устроен человек.

Категория

Сефира

Сверхсознание

1. Кетер («Венец»)

Сознательный разум

2. Хокма («Мудрость»)
3. Бина («Понимание»)

Сознательные чувства

(Первичные чувства)
4. Хесед («Доброта»)
5. Гебура («Суровость»)
6. Тиферет («Красота»)
(Вторичные чувства)
7. Нецах («Вечность»)
8. Ход («Великолепие»)
9. Йесод («Основание»)
(Орудие деятельного проявления)
10. Малкут («Царство»)

 В более поздней, но относящейся к тому же XVI столетию трансцендентной каббалистической схеме Исаака Лурии список сефирот несколько отличается от вышеприведенного: Кетер в нем отсутствует, зато присутствует Даат, которая понимается как осознанное проявление бессознательной Кетер. В этих расхождениях отразились средневековые споры о том, следует ли отождествлять Кетер с Ор Эйн Соф («беспредельным светом») или же она представляет собой первую проявленную сефиру. Исаак Лурия рассматривает Кетер как источник внутреннего света сефирот, но в перечень сефирот как сотворенных атрибутов (сосудов) не включает, считая ее слишком возвышенной

Категория

Сефира

Сознательный разум

1. Хокма («Мудрость»)
2. Бина («Понимание»)
3. Даат («Знание»)

Сознательные чувства

(Первичные чувства)
4. Хесед («Доброта»)
5. Гебура («Суровость»)
6. Тиферет («Красота»)
(Вторичные чувства)
7. Нецах («Вечность»)
8. Ход («Великолепие»)
9. Йесод («Основание»)
(Орудие деятельного проявления)
10. Малкут («Царство»)

 Как видишь, разум расположен выше чувств. Можешь рассмотреть любую структуру: с Даат, без Даат. Сначала сознательный разум, потом сознательные чувства. Эйн Соф сначала эманирует Мудрость (Хокма) и Понимание (Бина). Высшая триада:  Кетер, Хокма и Бина отделена завесой Бездны. Через нее проникнуть можно  знанием - Даат.

Знание соотносится только с разумом?

С осознанием. Сознательный разум и сознательные чувства

Смотрю на Древо с Даат: получается, что сознательные чувства возникают из Мудрости, Понимания и Знания.

 

Я поняла, почему «Даат -«Знание»: центральное состояние единства десяти сефирот, именуемое также Древом Жизни.»  Знание объединяет сознательный разум и сознательные чувства.

13 Путь Путь Гимел

Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Тринадцатый путь именуется Объединяющим Разумом, а назван он так потому, что он — сама суть славы; здесь обретает полноту истина всех духов».

Мифологический принцип: нисхождение божества

При переходе через Бездну, как и при раскрытии Завесы, естественный порядок восхождения по путям нарушается, и это усугубляет прочие затруднения, с которыми мы можем столкнуться на этом уровне. А затруднения эти и сами по себе серьезны. Достигая плана горних сефирот, маг-каббалист вступает в миры, где противоположности сливаются в тождество, а лучшим изложением фактов становятся парадоксы. Человеческое сознание не может подняться выше Хесед, даже если разовьет все свои потенциальные возможности до предела. Поэтому пути и сферы, лежащие выше Бездны, не просто неизведанны, но и в самом буквальном смысле слова непознаваемы.
Но, с другой стороны, у этих путей и сфер тоже есть имена, символы и традиционные толкования; они занимают важное место не только в теории, но и в практике каббалы. Отчасти, возможно, это объясняется тем, что значительная часть магической работы ведется не с Древом как таковым, а с его отражением в Йесод или какой-либо другой из нижних сфер. Но только отчасти. Руах действительно заканчивается на уровне Хесед, но Руах — это не самая высокая из частей человеческой души. Над ним есть еще Нешама — отражение горней триады в человеке; и то, что для Руаха — непостижимая чужая земля, то для Нешамы, высшей части души, — родной дом.
Таким образом, человек, несмотря на все свои ограничения, все же способен постичь уровни реальности, пребывающие выше Бездны. Соприкасаясь с более высокими уровнями человеческой души, Руах может воспринимать от них некоторые образы и понятия, улавливая отблески горних сфер. Так же, как и на уровне раскрытия Завесы, эти смутные впечатления постепенно проясняются, понимание углубляется и, наконец, между двумя аспектами человеческой души — Руахом и Нешамой — устанавливается тесная связь.

Майкл Грир

Руах (רוח) — разумная часть души человека в каббале. В переводе с иврита это слово означает «дух», «дыхание», «разум» или «ветер». Также это слово используется для обозначения какой либо персонифицированной силы. Руах также обозначает склонности или поведенческие характеристики человека («ревностный дух», «сокрушенный дух.

Руах пробуждается в человеке, когда ему удается возвыситься над своей животной сущностью. Очень приблизительно Руах можно описать как интеллектуальную составляющую, направленную на духовное развитие человека, но следует иметь в виду, что Руах включает в себя все умственные способности, в том числе, восприятие. Это сила рассудка, обладающая пониманием морали, добра и зла; это способность давать определения, ставить ограничения, делать умозаключения и приходить к выводам. Руах в нашей душе выполняет роль своего рода «скрепы», соединяющей Божественное (Нешама) и телесное (Нефеш).

Нешама - то «частица Бога», глубинная искра бессмертия, существующая в каждом человеке. Считается, что до своего грехопадения Адам полностью отождествлял себя с Нешамой, его «я» было Нешамой, но в результате грехопадения Нешама отделилась от него и стала как бы «окружать» его сверху.

Нешама состоит из трех аспектов: Йехида,Хия,и  Нешама.

Первый, наивысший аспект Нешамы называется «Йехида» (יחידה), что в переводе с иврита означает «единственная», «неповторимая». Израэль Регарди писал, что Йехида — «это бессмертный духовный «странник», который время от времени воплощается, дабы получать удовольствие среди живущих»  Этот аспект Нешамы отвечает за самые возвышенные проявления человека в его земной жизни - за возможность ощущать Бога и свое единство с Ним. Йехиду можно определить как «искру Божию», заключенную в каждом человеке.

Второй аспект Нешамы называется «Хия» (חיה) или «Хая» (חוה) (происходит от еврейского слова «хаим» (חיים), что означает «жизнь») — это заключенная в Душе неощутимая, безграничная, неопределимая идея Великого Абсолюта, Непостижимого Бога. Это Божественная воля, Логос или наша Истинная Воля, постижение которой ведет нас к соединению с Богом

Третий аспект Нешамы носит то же название, что и вся эта триада в целом. Это заключенная в человеческой душе наивысшая руководящая творческая идея, устремление к Неизреченному. Именно этот аспект Нешамы связан с интеллектуальным и мистическим постижением Божественного.

Все эти три аспекта составляют единую часть человеческой души (Нешама) и символизируют проявления Бога в человеке и средства, дающие ему возможность постичь Бога в себе. Условно три высших аспекта нашей души можно соотнести с тремя высшими Божественными сефирот Древа Жизни: Кетер (Йехида, Искра Бога), Хокма (Хия, Воля Бога), Бина (Нешама, Понимание Бога). Также высшую часть души можно отождествлять с Божественной триадой или «трансцендентным я» человека. На поиски этого Божественного «я» отправляется тот, кто решил встать на путь изучения эзотерических наук и внутренней трансформации.

Теперь ты понимаешь, почему Эйн Соф Ор умопостигаемый?

Да. И понимаю причем здесь Агнишваты - Солнечные Ангелы. Слово это приходило на неделе. Речь  о переходе манасического принципа «Руах» в будхический и атмический - триада «Нешама». Агнишватты нам в этом помогают. Помогают простроить мост между Низшим и Высшим Манасом и осуществить переход к Будхи. Я прошу прощения, что задала всего лишь два вопроса. Материала в интернете достаточно. Каббала открыта для изучения. И при наличии желания, можно найти ответ на любой вопрос. Благодарю, что вел меня в потоке информации.

Меня без слов ты понимаешь?

Да. Благодарю.

Чувства собираются в гармонию, простраивается антакхарана от  Кама Манаса к  Высшему Манасу. Простраивается тело Каузальное… Это я поисследую отдельно.

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии
Чтобы написать комментарий пройдите регистрацию или авторизуйтесь если Вы уже зарегистрированы
Вы можете помочь проекту
Финансовая помощь