Поиск по:
Найдено:
Начните вводить буквы (минимум 3 буквы) в строку поиска ...
Беседа с Люцифером о творении времени памятью. Ирина Дрозд

Беседа с Люцифером о творении времени памятью. Ирина Дрозд

Май 13, 2023
366
1
ЧЕ2
Ченнелинг Единства 2 курс
Ченнелер
Профиль автора
Темы

 

Верна ли гипотеза, что само по себе время не существует и время- лишь характеристика, которая связана со способностью наблюдателя сохранять воспоминания о пережитых им событиях?

Первое побуждение было ответить «не верна». Ведь мы весь курс изучали время и как материю, и как идею, и как вечность. Смотрели онтологию и генезис. Время - самостоятельная категория.

Ты чудесную статью мне предложил к прочтению: д-р философских наук, профессор В Д Губин «Память и Время». И я теперь не могу торопиться с выводом.

Сатья посвящена философским аспектам теории памяти, тому, как память делает для нас возможным переживание времени. Для человека он сам, его мир, история, культура обладают смыслом постольку, поскольку проработаны памятью, прошли через горнило воспоминаний.

Все, что видит человек сквозь тень памяти, кажется преображенным, наполненным смысла, таинственным, парадоксальным. Мир таким и является на самом деле и открывается нам благодаря работе памяти. Для живой памяти нет разрыва на прошлое, настоящее и будущее. И все давно умершее, ушедшее, с точки зрения обыденного сознания, на самом деле существует сейчас, есть. Память не восстанавливает прошлое, оно его все время порождает, не дает ему исчезнуть. Мы всегда уже в будущем по отношению к прошлому, которое пытаемся вспомнить. Будущее — кровь настоящего. Настоящее и прошлое являются живыми, поскольку на них падает отсвет будущего. Все, что не просто вспомянуто, а восстановлено творческим воображением, не меняется, живет вечно. Все это позволяет говорить о воспоминании будущего. Парадоксальная структура воспоминания делает для нас возможным жить во времени, творить окружающий мир и самих себя. Память совершено парадоксальная человеческая способность, не поддающаяся никаким однозначным определениям. Можно, например, сказать, что память — это особенность сознания сохранять в себе внешние воздействия. Но где сохранять? В мозгу? Однако мозг пребывает всегда в настоящем. В текстах и продуктах культуры? Но тексты, стереотипы восприятия, знания — это только следы, отложения памяти, в которых памяти уже нет, она ушла. Память в философском плане вообще нельзя определить, как совокупность чего-то — образов, слов, приемов, правил. Свидетельства памяти не лежат в глубине сознания, как картошка в  мешке.  Можно сказать, что памяти в философском смысле нет как чего-то устойчивого, определенного. Память - это дух. Память и дух суть синонимы. А. Бергсон считал, что если дух — это некая реальность, то именно здесь, в явлениях памяти, мы сможем его  коснуться  экспериментально. Мы живем в духе, погружаясь в память. Но, несмотря на «нереальность» памяти, она представляет собой могучую силу, поскольку обладает всеми признаками бытия. Часто память заставляет человека тяжело страдать, хотя причины страдания давно уже не существует; она может снова и снова заставить нас переживать мгновения ошеломляющего счастья давно ушедших дней. И эти переживаемые мгновения могут подтолкнуть нас к новому решению забытых проблем. Все скрыто во мне, в моей памяти, а не во внешних обстоятельствах. О настоящем, полагает Бергсон, можно сказать, что оно «было», так как все настоящее мгновенно становится прошлым, иначе оно не  могло  бы  пройти,  а  о  прошлом,  живущем  в памяти, — что оно «есть», поскольку оно вечно, оно дано на все времена, его уже нельзя изменить.

Если рассмотреть время с духовной точки зрения, является ли память духом времени?

Если говорить о духе, как творящей силе, да. Время творится памятью.

Память - это целая вселенная.  Мир в большой своей  части  состоит  из  воспоминаний,  и  этот  мир  гораздо  реальнее  и  существеннее  той  действительности, которая нас непосредственно окружает. Глядя в звездное небо, мы видим созвездия такими, какими они были миллионы лет назад - столько времени их свет шел до нас. Мы видим прошлое, и вся Вселенная представляет собой память о прошлом.

Действительно, даже Солнце каждый момент времени мы видим таким, каким оно было 8 минут назад. Получается, что в масштабах Вселенной наше настоящее - это настоящее в прошедшем.

Августин в своем известным  отрывке  из  «Исповеди»,  посвященном  времени,  полагал,  что  в  нашей  душе  существуют  три  времени:  настоящее  прошедшего  -  это  память;  настоящее  настоящего - его  непосредственное  созерцание;  настоящее  будущего - его ожидание. Мы хотели бы показать, что все три времени - это память в разных временных горизонтах и с одинаковой невозможностью объектной реализации этих горизонтов.

При рассмотрении этих трех времен в их отношении к памяти, мы сталкиваемся с неизбежной принципиальной трудностью, которая выражается в том,

что мы не можем в памяти достичь ни прошлого как такового, ни настоящего, ни будущего. Нам хочется достичь прошлого в прошлом, а мы это прошлое все время

улавливаем в настоящем, получаем прошлое-настоящее, поскольку мы всегда в настоящем по отношению к прошлому, даже если мы говорим об идеях Платона или

Аристотеля, о машинах Архимеда и т. д. Точно так же мы имеем дело с настоящим-будущим, поскольку мы всегда уже в будущем по отношению к любому прошлому. Наше бытие отличается от бытия камня, или дерева, или животного: они всегда только в настоящем, у них существование разбивается на бесконечное количество неотличимых друг от  друга  отдельных  мгновений.  А человека постоянно преследует прошлое.

У нас очень распространен призыв быть «здесь и сейчас». Предполагается, что в этом заключается осознанное бытие. А получается, что это бытие минерала и растения.

Не совсем так. Осознавание включает в себя работу памяти. Растение и минерал прибывают здесь и сейчас. Но помнят ли они об этом? К самосознанию способно творение, обладающее памятью. И наоборот, самосознание субъекта возможно при наличии у него памяти и никак иначе

А что значит человека преследует прошлое?

Это как раз работа памяти. Человек осознает настоящее на основе прошлого опыта.  Представь человека, который полностью потерял память. Без памяти он дезориентирован и в пространстве, и во времени. В таком же состоянии находится человек только родившийся, и не помнящий свой предыдущий опыт воплощений и опыт посмертия. Есть генетическая память клеток. Тело человека функционирует. Работают рефлексы. Но разум пуст. Белый лист. И время, живое время жизни человека начинается, когда начинает функционировать его память.

Губин говорит о рефлексии. О перепросмотре прошлого с целью понять себя, с целью изменить настоящее, с целью прозреть будущее.

Вспомнить - значит превратить в мысль, в образ, в ощущение. Воспоминания в определенном смысле продукт нашего искусства, искусства работы с сознанием.

Все окружающее обладает для нас смыслом, поскольку прошло через горнило воспоминаний. И все, что видит человек сквозь тень памяти, кажется преображенным, исполненным значимости, таинственным, парадоксальным. Мир таким и является на самом деле и открывается нам благодаря работе памяти.

Из практического каждодневного опыта  вообще  мало  что  можно  извлечь.

Говорят, что вдохновение, любовь, страх -  всегда  в  настоящем,  а  воспоминания о них - это уже призраки прошлого, тени, живущие на дне души. Но только в  воспоминании,  поддержанные  силой  воображения,  прежние  переживания  вновь становятся живыми, объемными, целостными, подлинными. В настоящем я  переживаю  только  отдельные,  отрывистые  и  часто  не  связанные  друг  с  другом впечатления. Теперь, вспоминая, я испытываю чувство жалости, страха или трепета по отношению к тем давно ушедшим дням, и то, что со мной случилось когда-то, становится для меня сейчас неким целостным событием, изменившим мою жизнь,  И,  возможно,  мое  сегодняшнее  воспоминание  сильнее  той  любви  в  прошлом  по  влиянию  на  меня,  по  тому  потрясению,  если  мне  действительно  удалось  оживить  это  прошлое.  Переживание  любви  в  повседневном  настоящем  и  ожившие  воспоминания  о  ней  соотносятся  друг  с  другом  как  злободневный  репортаж и художественный роман. «Есть два прошлых: прошлое, которое было и которое исчезло, и прошлое, которое и сейчас для нас есть как составная часть нашего  настоящего.  Второе  прошлое,  существующее  в  памяти  настоящего,  есть  уже совсем другое прошлое, прошлое преображенное и просветленное, относительно него мы совершили творческий акт, и оно вошло в состав нашего настоящего»

Здесь описано творение времени. Я называю вас творцами. Слышу: «Какие мы творцы, если даже яблоко не можем сотворить». Вы способны творить воспоминания. А это непосредственная работа с тканью времени. Вспомни: пространство мировых событий.

Оно выстраивается вами. На основе ваших воспоминаний. Вы не проживаете то, чего не помните.

Память индивида ограничена.

Да. Но есть коллективная память человечества. И вы ею пользуетесь. Есть те, кто пользуются коллективной памятью не только человечества.

Теперь о памяти живой и мертвой.

Основная  задача  человека  помнящего - освободиться  от  мертвой  памяти,  чей  объем  намного  превышает  живую  память.  Для  живой  памяти  нет  разрыва  на  прошлое,  настоящее  и  будущее.  И  все  давно  умершее,  ушедшее  с  точки  зрения  обыденного  сознания  на  самом  деле  существует  сейчас,  оно  есть.  И  Сократ  с  хитрой  улыбкой,  как  и  прежде,  приводит  в  растерянность  своих  оппонентов.  Он  и  сейчас  живой,  много  живее  наших  современников.  Если  бы  он  оставался  только в прошлом, как музейный экспонат, то это был бы не Сократ. Поскольку мы переживаем его тексты сейчас, то это не просто переживание, а переживание-воспоминание.  Только  живая  память  и  является  свидетельницей  прошлых  событий и переживаний. Когда Сократа, высказавшего мысль - «добродетель есть знание»,  и,  следовательно,  знающий  о  том,  что  такое  добро  и  что  такое  зло,  никогда будет делать последнего - упрекали в наивности, ведь, сколько в жизни встречается умных, знающих людей, сознательно творящих зло - то Сократ мог бы ответить: «Да нет же! Эти люди не знают, что такое добро и зло. Знать - это нечто совсем другое».

Знать - значит  обладать  живой  истиной.  Истина  всегда  живая,  иначе  это  не  истина.  Она  рождается  из  глубины  души  и,  стремясь  к  ней,  человек  изменяется  сам.  И  вера  должна  быть  живой,  ибо  Бог  есть  Бог  живых.  И  память  должна  быть  живой. Иначе мы имеем дело не с памятью, а с набором рефлекторных реакций на повторяющиеся события: если мы не будем их хранить в своей голове на все случаи жизни, то обязательно рано, или поздно попадем впросак.

Так что же такое живая истина?

Та, что побуждает человека расти в стремлении к ней. Живое стремится к живому. Живое знание - знание, которым ты живешь.

Чистая память — это слова, с которыми она все время обращается к нам, но мы чаще  всего  не  понимаем  ее  обращений.  И  не  поймем,  если  будем  трактовать  память пространственно — то как вместилище, то как восковой оттиск, то как набор нервных  клеток,  кладовую,  блокнот,  бессознательное,  прячущееся  где-то  позади  сознания. Возможно, память есть лишь непрерывный разговор, который ведет мое сознание со мной. В этом разговоре, повествовании, память и проявляется. Если  попытаться  подслушать  этот  разговор  и  выразить  в  словах,  то  придешь  к  тем  же  мыслям,  к  которым  пришли  великие  художники  и  глубокие  мыслители.  Истина  одна.  И  работа,  производимая  памятью,  одна  и  та  же.  Только  находясь  в  этом  море  памяти,  мы  полностью  присутствуем  в  мире.  Если  есть  полное  присутствие, то есть все.

Значит все-таки «здесь и сейчас»?

Да. С живой памятью внутри, где нет разделения на прошлое, настоящее и будущее.

Память, как и восприятие, имеет пространственные и временные горизонты, и все, что было до меня, живет во мне неведомым и непонятным образом, без всяких усилий с моей стороны. Можно лишь пребывать в странной уверенности, что я все помню. То, чего я не помню, не существует. Нельзя начать вспоминать - чтобы вспоминать, надо уже быть в памяти.

Думать - значит  искать  в  своих  мыслях  отголоски  чужих,  заставить  их  звучать  наподобие  эха  в  твоем  сознании.  Чистая  память,  считал  С.  Л.  Франк,  звучит  в настоящем, как «беззвучный» голос, слова которого «первично не выражают ни предметного бытия как такового, в его немом, холодном объективном содержании, ни  “моего  субъективного  впечатления”  от  него....  Слово  в  первичном  смысле  не  говорит о чем-либо, и в нем не высказывается “субъективное” существо человека. В слове обретает голос сама реальность - само непостижимое...»

Какой парадокс: Беззвучный голос реальности.

Реальность -  бытие за пределами иллюзии.

Как услышать беззвучный голос?

Через то, что вы называете озарением. Вспышка яснопонимания.

Откуда она берется?

Из памяти Души. Еще одна причина быть со своей Душой на связи.

Будущее и память

Мир  в  любой  момент  уже  сложился  в  законченную  целостность,  а  сознание  видит его еще незавершенным, незаконченным, видит всегда открывающиеся возможности. В прошлое, которое мы вспоминаем, вплетаются наши надежды и ожидания,  изучая  прошлое,  мы  пытаемся  нащупать  тенденции,  которые  в  будущем  приведут к тем или иным последствиям. Говорят, нет более бесплодного занятия, чем рассуждения о том, «что было бы, если бы все пошло иначе». Но размышления над инвариантами не напрасный труд, они помогают понять будущие тенденции.

Лишь в перспективе таких предположений возможно вообще какое-либо извлечение уроков из истории. Чтобы понимать мотивы людей, действовавших в прошлом,  надо  видеть  альтернативы,  которые  видели  они.  События  прошлого  пребывают  неизменными  только  в учебнике,  знание  фактов  истории  делает  ее  лишь  абстрактной схемой.

Мы  не  могли  бы  жить  в  мертвом,  окаменевшем  мире.  Мы  всегда  в  будущем  по  отношению  к  прошлому,  которое  пытаемся  вспомнить.  Будущее - кровь  настоящего.  Настоящее  и  прошлое  являются  живыми,  поскольку  на  них  падает  отсвет будущего - на лица, события, вещи, произведения. Если будущее не брезжит впереди, то существование становится чисто механическим, человек живет как бы по инерции. Будущее самым непосредственным образом формирует память. Оно даже изменяет прошлое, т. е. то, что не должно изменяться. Оно его расцвечивает, украшает, обнадеживает. «По мере того,- писала М. Степанова по поводу фотографии, как растет временное расстояние, отделяющее мертвых от нас, их черно-белые черты  становятся  все  более  прекрасными  и  благородными,  я  застала  то  время,  когда  расхожая фраза “Какие удивительные лица, сейчас таких нет!” относилась только к  дореволюционным  фотографиям  - сейчас  так  же  говорят  и  про  солдат  Второй мировой, и про студентов шестидесятых. И все это чистая правда: сейчас таких нет. Мы не они, они не мы»  Все это и есть воспоминание о будущем, делающее возможным прошлое. Почему эти лица кажутся нам прекрасными? В силу ностальгических переживаний? Скорее потому, что мы в них видим самих себя, не столько в прошлом, сколько в будущем, освобожденных от всех случайностей быта, социальных перипетий, болезней. Мы всегда одни и те же, но следующим поколениям, возможно, тоже будем казаться удивительными.

Здесь продемонстрирована неприрывность ткани времени. Смотря в прошлое из настоящего мы прозреваем свое будущее.

Все,  что  не  просто  вспомянуто,  а  восстановлено  воображением,  не  меняется,  живет и будет жить вечно, поскольку переживания, породившие когда-то эти воспоминания, возникают снова и снова, даже если умерли люди, впервые их запечатлевшие.  Каким-то  образом  оно  прорастает  в  потомках.  Часто  сложно  разобрать имеем ли мы дело с воспоминаниями или с предвосхищением будущего. Никакое прошлое невозможно без будущего, но и будущее невозможно без прошлого.

Человек часто стремится наложить на будущее уже известные схемы прошлого - стандарты поведения и мышления, способы решения проблем, рецепты преодоления трудностей. И тем самым его память из будущего делает прошлое. Это чисто

механическая  попытка  преодолеть  будущее,  поскольку  будущее  может  не  состояться, поскольку оно может быть хуже, наконец, в будущем ожидает смерть. Лучше, если будущее никогда не наступит. Пусть будет постоянное настоящее. Люди всеми силами стараются завтра  сделать  точно  таким  же,  как  сегодня.  И чаще всего это  получается. Но «настоящее без будущего, - писал М. Мерло-Понти, - или вечное настоящее есть точное определение смерти, а живое настоящее разрывается между прошлым, которое оно возобновляет, и будущим, которое оно намечает»

Только стремлением к будущему можно оправдать прошлое и настоящее. Если я не вижу будущего, значит, я ничему не научился у прошлого, значит, в моей памяти прошлое осталось мертвым грузом фактов и сведений, загромождающим и закрывающим будущее. А человек должен готовиться к будущему, любить будущее,

Так же как и людей, которые будут жить тогда. Возможно, они будут более мудрыми и прекрасными, в том числе и  благодаря  его  усилиям.  Как утверждал чеховский полковник Вершинин («Три сестры»), через двести-триста лет жизнь на земле обязательно будет невообразимо прекрасной и изумительной. И если ее еще нет, то мы должны ее предчувствовать, мечтать, готовиться к ней, и знать больше, чем видели и знали наши предки.

Можнос казать иначе: настоящее не разрывается между возобновлением прошлого и наметкой будущего. Настоящее есть потенциал того и другого. Из мига настоящего разворачивается творение прошлого и будущего воспоминанием.

Воспоминание о будущем? 

Да. Будущее уже существует. Парадокс - его можно увидеть в прошлом.  Особенно, если смотреть глазами своей Души. Ведь путь восхождения - есть путь возврата к Истоку. Перед тем был путь нисхождения. Будущее есть прошлое. Прошлое есть будущее. Творятся они в настоящем.

Мы как духовные существа живем одновременно в трех временах.  Если мы хотим что-то вспомнить из прошлого, нам нужно будущее, если мы пытаемся заглянуть в будущее, нам необходимо прошлое. Без него будущее темно и страшно.

И каждое прочувствованное настоящее есть уже наступающее прошлое, на которое  будущее  наложило  свой  отпечаток.  Эта парадоксальная структура воспоминания позволяет нам жить осмысленно и творчески.  Жить творчески - значит пытаться увидеть действительность в свете живой памяти, т.е. в первом свете, как бы впервые. В первом свете все живое. И все новое. «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма» (Евангелие от Иоанна)

Благодарю! И особо благодарю за вдохновение!

Поблагодарим профессора, доктора философских наук Валерия Дмитриевича Губина.

Да. Благодарю! Вот ссылка на его труд  https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.211

И на вопрос в начале «верна ли гипотеза…» я отвечаю «да».

 

 

Комментарии
Чтобы написать комментарий пройдите регистрацию или авторизуйтесь если Вы уже зарегистрированы
BezumnyiPiero
BezumnyiPiero
13.05 в 18:25
Беседа с Люцифером о творении врем…

Если рассматривать во всекосмическом масштабе, то человек является в Памяти Всевышнего как былое, то есть он является Иллюзией былого в Памяти Духа. (Калагия)

Вы можете помочь проекту
Финансовая помощь