Это сказ о пробуждении души. Душа каждого человека стремится проявиться в мир в малом и большом, раньше или позже. Порой, вы не замечаете, когда и как это происходит, но однажды приходит время, и это становится событием, которое разделяет вашу жизнь на до и после. Сказка передает мудрость и опыт народа, повествуя о том, как человек переживает новое рождение.
Героиня сказки – девушка, что живет со своим отцом, мачехой и ее родной дочкой (своей сводной сестрой). По сути, каждый персонаж – это тот или иной образ внутреннего мира человека, в данном случае девушки. Старик-батюшка – воплощает ее духовную природу; неродная мать – разрушительную сторону ума; сводная сестра – ту часть психики, что привыкла действовать, полагаясь лишь на низший ум, воплощая его требования и прихоти. То, что героиня сказки живет под одной крышей со своим батюшкой и мачехой, символически показывает, что она объединяет в себе духовное и материальное, земное. Материальная природа ума сама по себе вовсе не плоха. Но, к сожалению, слишком часто, эти энергии оказываются искажены, и причиняют человеку страдания, делая его пленником собственных заблуждений.
Читатель застает момент, когда душа уже проснулась и заявляет о себе, но с другой стороны, деструктивный ум все еще держит героиню под гнетом страхов, вины, стыда, обиды и других тяжелых состояний; здесь может быть, в том числе, и сильная привязанность к материальной жизни. Девушка страдает из-за внутреннего конфликта: «Падчерица, как ни угождает мачехе, ничем не угодит, все не так, все худо; а надо правду сказать, девочка была золото, в хороших руках она бы как сыр в масле каталась, а у мачехи каждый день слезами умывалась.» Неискаженный ум стал бы другом и добрым помощником –доброй рукой, но мы видим другую ситуацию. Ум (мачеха) ненавидит душу (падчерица в сказке воплощает одновременно образ человека – девушки, и образ души) и желает избавиться от нее, став в доме полноправной хозяйкой: «Вези, вези старик ее куда хочешь (воля Твоя – воля Духа), чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали; да не вози к родным в теплу хату, а во чисто поле на трескун-мороз!» Здесь подчеркивается, что у героини есть ее родные, ее настоящая мама, но она далеко, девушка еще не знакома с ней – еще не раскрыла свою истинную женскую природу. Однако родной батюшка рядом, а значит, сила ее духа все же защищает ее и побуждает действовать.
Сказка сказывает, будто это мачеха прогоняет падчерицу из дому, а отец везет ее в зимнее поле одну на погибель. Но в сущности, все происходит так, потому что душа героини настолько проявилась, окрепла, что не могла уже сосуществовать с разрушительными энергиями ума, и дух помог душе уйти – освободиться: «Старик повез бездомную в чисто поле, свалил на сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтоб глаза не видали дочерниной смерти». Почему бездомную? Душа пока не вернулась домой – не воссоединилась со своим Духом, но именно за этим он и привел ее в чисто поле (как символ чистого сознания). На самом деле отец – Дух, знал, что должна произойти символическая смерть и рождение в новое – именно на это он благословил свое дитя, перекрестив. Но как произойдет новое рождение? Через испытания, несущие очищение от старого и выход к свету, к новому: «Осталась бедненькая, трясется и тихонько молитву творит (обращение к своему духовному началу)». Настал час испытаний: «Приходит Мороз, попрыгивает-поскакивает, на красну девушку поглядывает: «Девушка, девушка, я Мороз красный нос!» И что же отвечает героиня: «Добро пожаловать, Мороз; знать Бог тебя принес по мою душу грешную». Мороз хотел ее тукнуть и заморозить, но полюбились ему ее умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, подожмала ножки, сидит». Наша девушка принимает испытания, выпавшие на ее долю со смирением, приветствует их! Потому как знает, что совЛАДав с болью, страхом, внутренними и внешними трудностями, разочарованием – окрепнув духовно, скинув все, что давит, не дает светить ее сердцу, она станет свободной.
Мороз выступает в роли спасителя. Пришел он и во второй раз: «Девушка, девушка, я Мороз красный нос!» - «добро пожаловать, Мороз; знать Бог тебя принес по мою душу грешную». Мороз пришел совсем не по душу, он принес красной (богатой внутренней силой и красотой) девушке сундук высокий да тяжелый, полный всякого приданого» (наработанного когда-то опыта, который был незримым, а стал явным). Уселась она в шубочке на сундуке, такая веселенькая, такая хорошенькая!» – то, что она обнаружила в закромах своего сердца, помогло ей воспрять духом: уже не холодно, нет ни страха, ни печали, но есть радость. Героиня постепенно раскрывала свои дары, становясь все ближе к самой себе.
«Опять пришел Мороз красный нос: попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает. И снова она его приветила, а он ей подарил платье шитое и серебром, и золотом» – за первым испытанием, пришло второе, а потом и третье, но это лишь укрепило силу духа героини, и позволило обрести настоящее сокровище, преобразиться: «Скрипнули ворота, растворилися двери, несут сундук высокий, тяжелый, идет падчерица – панья паньей сияет! Мачеха глянула – и руки врозь» – темный аспект начал терять свою власть.
Сказка заканчивается тем, что мачеха, встретив распрекрасную падчерицу живой и невредимой, не желая терять свои позиции, послала в чисто поле свою родную дочь. Родная дочка мачехи в данном случае – та часть психики девушки, что полностью погружена в плотную материю и оторвана от всего духовного. Мачеха надеялась, что кровная дочь (ее надежда и опора) вернется поздоровевшей да похорошевшей и возьмет свое. Так и отправилась вторая дочь вслед за падчерицей в чисто поле. Да не тут-то было! И когда пришло время ей возвращаться, «растворились ворота, старуха выбежала встретить дочь, да вместо нее обняла холодное тело. Заплакала, заголосила, да поздно…»
Так и рождается новый человек, и в этот славный момент, все старое, все ветхое, должно уйти, умереть. Такой момент наступает в жизни каждого, кто готов, чтобы изменения произошли – готов встретиться и уже никогда не расставаться с истинным собой.